Я бы не стал писать про это унылое инвестиционное чудо, если не несуразные биржевые котировки и мудрёная форма подачи отчётности компании.
Нет предела совершенству и разработать метод описания процесса необходимо в любом случае.
В истории с Аэрофлотом нестандартная форма представления отчётности требует соответствующих корректировок, противном случае инвестиционные качества объективно не отражаются.
По моему опыту наибольшая биржевая неадекватность проявляется при оценке банков и квазибанковских компаний, таких как всевозможные ритейлеры. Это компании, работающие на заёмные и привлечённые средства в высоко конкурентной среде.
Почти всегда, компании, работающие в таких условиях, ТЕРЯЮТ деньги.
Это медицинский, статистический факт, практически не находящий своё отражение в общепринятых инвестиционных понятиях, в которых отсутствуют соответствующие критерии оценки и описания рисков.
Компания Аэрофлот предоставляет услуги по авиаперевозкам на заёмные ресурсы.
Как и у любого банка здесь низкая маржинальность и значительные колебания оборотного капитала. Соответственно, это зона с экстремальным инвестиционным риском.
Какому инвестору нужны экстремальные риски? Никакому. Т.о., в его акциях можно встретить либо маргиналов и лудоманов, либо не очень грамотных и осведомлённых.
Теперь примитивное математическое описание деятельности Аэрофлота в разрезе «потери – получения» денег.
Рис.1. Бухгалтерский капитал.
Несмотря на то, что бухгалтерский капитал это фиктивный бумажный показатель, но даже он свидетельствует о качестве процесса. Капитал отрицательный.
Для оценки реального состояния в понятиях «получения-потери» денег, лучший индикатор это динамика чистых оборотных активов.
Рис.2.
Здесь хронические потери.
Теперь об особенностях подачи отчётности. У банков отчётность подстроена под особенности их деятельности. Главный показатель это денежный поток до изменения в оборотном капитале. Он включает в себя разницу денежных доходов и расходов по процентам, услугам и т.д.
У квазибанковских организаций, это может быть не так. Раз они не считаются банками, то стандарты МСФО позволяют им отражать финансовые денежные расходы где угодно.
И часто, все финансовые расходы запихивают в раздел отчёта о движения денежных средств по финансовой деятельности.
Людей, умеющих анализировать отчётность компаний на рынке немного.
Но даже эти люди, в большинстве случаев, не вникает в инвестиционную суть деятельности. Это либо аналитики на зарплате, и прочие околорыночные демагоги,
либо люди не способные выйти за рамки шаблонной инструкции, которую им дали в школе.
А в школе ничего не рассказывают про квазибанковскую суть бизнеса компаний, типа Аэрофлота.
На
Рис.3.
Денежный поток до изменений в обороте при формальном подходе, и реальный.
Думаю, разница в разы, всем видна. Не трудно догадаться, что люди, считающие себя
подкованными в фундаментальном анализе и механически подставляющие циферки в стандартный шаблон, и те, кто немножко думает, увидят очень разную картину.
Эта картина отличается в разы. Также в разы могут отличаться и котировки.
Посему в разных мутных и гибридных случаях необходимо иметь и оценивать всё множество возможных инструментов. И они должны быть непротиворечивы.
Не может быть отрицательного капитала и шикарного денежного потока одновременно.
Где-то лажа.
Рис.4.
На рис.4 посчитан реальный свободный денежный поток компании. На данный момент он нулевой. При этом компания постоянно привлекает дорогие денежные ресурсы.
Что также свидетельствует о её денежной убыточности.
Рис.5.
Осталось выразить инвестиционные возможности компании, через предельные значения по распределению дохода в интересах акционеров.
Рис.6.
Как видим, расчёт адекватно отражает события со сдвигом дивидендного потока на год.
Это означает, что дивиденды здесь не планируются, а назначаются по прошлогодним фактам.
На сегодня, предельные возможности Аэрофлота ограничены 1 р./акцию
Мне трудно сказать, что это замечательное инвестиционное решение при цене в 50 р.
Тут даже вклад в Сбербанке чемпион.
|