Совсем недавно в интернете можно было почитать дискуссию о скорости исчерпании резервного фонда.
http://aillarionov.livejournal.com/930312.html
http://echo.msk.ru/blog/aillar/1774742-echo/
http://echo.msk.ru/blog/guriev_s/1775430-echo/
Тема представляет интерес, т.к. деньги на рынке появляются не из капусты.
Все данные по цифрам доступны на сайте Минфина, и не нужно быть большим математиком или экономистом, чтобы примерно определить динамику, вычислить скорость и возможную продолжительность процесса.
Проблема здесь не только в математике, но и в знании того, что стоит за абстрактными цифрами.
Допустим, если объём фонда семьдесят млрд. долларов, то совсем не обязательно это доллары, которые можно вынуть из кармана, Все может быть вложено в какой-нибудь неликвид типа украинских облигаций или депозитов в ВЭБе.
Более того деньги могут иметь целевое назначение, как например в Фонде Национального Благосостояния. Это пенсии.
Посему доступность этих средств, в случае острой необходимости, представляется сомнительной и стремящейся к нулю.
Чтобы получить общее представление имеет смысл проследить динамику фондов от их максимумов в сентябре 14 года, выраженную в относительных цифрах.
Рис.1.
Из этого рисунка можно сделать вывод, что средства в «ФНБ», неликвид, куда-либо уже вложенный, или служащий обеспечением.
Т.о. интерес представляет только резервный фонд, который и может быть потрачен.
Осталось перейти к конкретным цифрам
Рис.2.
Из данных на рисунке следует, что на первое июля в резервном фонде оставалось 38 млрд. долл., а скорость расхода веселящей жидкости, примерно, 2,4 млрд. в месяц.
Если «бухать» в таком же темпе, то нетрудно разделить 38,33 на 2,4, и получить ещё 15,7 месяцев весёлой жизни. Это ноябрь 17 г.
Разумеется, с исчерпанием резервного фонда Луна не упадёт на Землю, придавив хвост Богу Бахусу.
И многие легко полагают, что раз ЦБ выкупает у Правительства доллары из заначки, то «это всё наши деньги», наши золотовалютные резервы и т.д.
Нет, это уже не наши деньги, а валюта ЦБ, рубли под которую уже эмитированы. На них не слетать на Марс, не телепортироваться в Лондон, и их не раздать на пенсии.
Эти деньги можно только взять в кредит при выполнении соответствующих условий.
Т.о., у правительства, источниками покрытия дефицита бюджета останутся нефть, налоги и заимствования. За нефть гадать бессмысленно. Будущее туманно.
С налогами всё понятно. Чем выше налоги, тем меньше желания заниматься чем-нибудь общественно - экономически полезным. Выгоднее бичевать, «воровать у самого себя», уходить в тайгу, в натуральное хозяйство и т.д.
Остаются заимствования. Но заимствования имеют смысл только под низкий процент и при этом, потраченные правительством деньги должны, совершив оборот, возвращаться обратно на покупку новых обязательств.
И это должно быть выгодно. Такое возможно только при низкой и падающей инфляции и доверии к перспективам рынка страны.
Т.о. всё упирается в эти ненавистные низкую инфляцию, внутренний конкурентный рынок и инвестиционный климат.
Нетрудно догадаться, что пропихнуть эти мерзкие цели в современную российскую среду почти не возможно. Скрепы против.
Проще «расти под забором и до обеда», бороться с терроризмом в интернете, побеждать иностранных агентов, гнобить и обирать бизнес невыполнимыми законами и требованиями, всё контролировать, всё монополизировать, «всех сосчитать», и т.д.
В общем, тема оценки перспектив, трудная.
Но из этой информации, всё же, можно попытаться извлечь инвестиционную пользу.
Во-первых, понятно, что ближайшие годовые бюджеты будут скупыми.
«Денег нет, но вы держитесь».
Поэтому риски по многим неустойчивым в финансах эмитентам значительно возрастают.
Например, в облигации «Мягкой игрушки» могли лезть только совсем непрофессиональные инвесторы, а дефолт зрел давно и долго.
Вероятнее всего, нас ждут массовые «собрания облигационеров», с целью изменить первоначальные условия выпуска их облигаций.
Этим не гнушаются уже такие крупнейшие банки, как Бинбанк и Татфондбанк.
Поэтому ставка на большое и честное имя становится несостоятельной, а повышенная доходность облигаций, даже превышающая банковский депозит с налогами, невыгодной из-за рисков бесконечных реструктуризаций.
На сегодня, почти весь мой портфель это ОФЗ и облигации «окологосударсвенных» эмитентов. И менять что-либо, оснований нет.
Далее имеет смысл предположить, что финансовые власти всеми силами будут стремиться довести инфляцию до минимальных значений.
Это позволит получить доступ к финансовым ресурсам через увеличение внутренних заимствований.
Вполне возможно, что с исчерпанием резервов при условии низкой инфляции ЦБ будет выходить не только на валютный рынок, но и на рынок ОФЗ, косвенно поддерживая курс и кредитуя правительство.
Но это не сможет быть основой для качественных изменений в экономике.
Экономика не живёт сама по себе, в отрыве от других сфер жизни.
Без серьёзного и кардинального изменения в головах людей, смены идеологии и мифа ничего хорошего ожидать не приходится. Пока, состояние дел в этом вопросе можно назвать катастрофическим. Совок погиб несостоятельностью своего мифа.
И общества с несостоятельными мифами, отрицающими общечеловеческие ценности, ждёт аналогичная судьба.
Возвращаясь к экономике, очевидно, что главной задачей должен быть совсем не её рост , как это не покажется странным. А её сбалансированность и конкурентность.
Понятие роста, как количественного фактора, это популистский миф для безграмотных маргиналов.
Никому не нужно больше товаров и продукции, которую некому потребить, невозможно продать на рынке, или иным образом качественно перераспределить.
Цивилизованный мир уже давно вступил в постиндустриальную эпоху с избытком материального производства и потребностями совсем другого уровня.
В нем главный товар это способность к позитивной социальной самоорганизации, а главный ресурс это человеческий капитал.
И страны, которые это осмыслили и реализуют, будут неизбежно занимать лидирующее и доминирующее положение.
Они будут постоянно получать человеческие ресурсы за счёт перетока квалифицированных, успешных людей, нежелающих жить в некомфортной социальной атмосфере, и не находящих себе достойного применения.
Поэтому само по себе падение мифического ВВП и сжатие экономики не несёт никакой угрозы.
Более того, это может даже давать положительный эффект, в плане снижения инфляции. Но данный положительный эффект недолговечен по вышеуказанным причинам.
И без изменения качества общественных отношений всё вернётся на прежнюю негативную траекторию.
|