Что такое фирмы прокладки многие, наверное, знают. Если нет, то кратко, это юридические лица, деятельность которых носит технический характер.
Суть их деятельности, способность отвечать по обязательствам не соответствуют публично заявленным намерениям и возможностям. Они находятся не в юридически - правовом, а в понятийном поле.
«Ну, вы же понимаете!»
Гарантии, разумеется, тоже расположены за балансом. «Ну, эти же не могут кинуть!», и т.д.
Эту роль и играет ПАО «ГТЛК», реализуя функцию кредитных денег и кредитного плеча, посредством которой государство пытается объехать их высокую рыночную стоимость.
Действительно. Если предоставлять оборудование не в кредит, а в финансовый лизинг, то вроде как это и не кредит. Нет никаких обязательных нормативов по капиталу, надзора ЦБ и прочих рыночных ужастиков.
Всего лишь назвать кредит лизингом, а банк лизинговой компанией, то сразу чудеса финансовой инженерии, деньги из воздуха и т.д.
Но суть деятельности от этого не меняется. Посему, оценивать лизинговые компании, нужно, также как и банки.
Всё это мне стало интересно только по причине торгующихся облигаций ПАО «ГТЛК», единственным учредителем которого является государство.
Разумеется, если бы я увидел подобное, с негосударственным учредителем, или иным недостойным «окологосударственным» Доном, то не походил бы и близко.
В данном случае, приходится скатываться на понятийный уровень.
Тем не менее, отчётность, из любопытства, всё же, развинтил на детали.
Картина грустная. Вся прибыль рисованная, денежный поток сугубо отрицательный, риски стремятся к бесконечности. «Трансаэро отдыхает».
Однако, компания даже платит дивиденды. Это особо изощрённая форма издевательства над рыночным смыслом.
Моё любопытство, в данном случае,
продиктовано лишь получением дополнительного статистического результата к «теореме Вороннорова», изложенной ранее.
В теорему всё укладывается, дивиденды мизер, зачем их платят трудно объяснить иначе как ритуальными действиями.
Рис.1.
На этом общий обзор можно закончить и прицениться к покупке облигаций.
Особенность текущего момента такова, что банковская система находится в глубоком отстое. Кредитовать некого, покрывать свои дырки в балансах за счёт вкладчиков не даёт ЦБ, остаётся либо удавиться, либо спекулировать на бирже.
Т.о., деньги вкладчиков, становятся банкам не нужны.
На данный момент, доходность корпоративных облигаций стала отрываться от доходности банковских вкладов.
В связи с этим, приходится искать приемлемые с точки зрения рисков облигационные варианты.
ГТЛК один из них. Пока имеет смысл допустить, что государство не кинет облигационеров ГТЛК, через левое бедро, как это сделала компания Ютэйр.
Хотя, фундаментально, картинка имеет схожесть.
Я, всё же, решил это допустить, и держу некоторую сумму в облигациях оной.
Какие выбрал и почему?
Наибольшую эффективную доходность давали выпуски Б-01 и Б-02.
Правда, она получается за счёт амортизационных выплат. Таким образом ,это не реализованная доходность. Но и это, на мой взгляд, плюс.
Во-первых, это постоянный денежный поток, который очень полезен в турбулентное
время. Во-вторых, у амортизируемых облигаций выше волатильность, а следовательно, можно заработать и на курсовых разницах.
На сегодня, с максимально возможным учётом налогов, динамика во времени номинала в 93% выглядит так:
Рис.2.
Совсем недавно, после оферты, стали сопоставимы по доходности выпуски 01 и 02.
По ним объявили купоны по 15% до конца срока.
Проблемы облигаций с высоким купоном следующие.
Во-первых, на высокий купон идёт налог, который пока никто не отменял. И я сомневаюсь, что отменят. В области налогов и реальных дел, у нас, кроме красивых разговоров из телевизора, трудно что-то ждать.
Во-вторых, облигации с высоким купоном обычно переоценены, а следовательно постоянно имеют курсовые риски при приближении к терминальным выплатам.
Вот так выглядит доходность во времени серии ГТЛК - 01 номиналом 100.
Рис.3.
Налоги очень сильно искажают кривую доходности, и подобные облигации имеют смысл, если у вас уже есть формальная прибыль, которую иными способами не ликвидировать.
Посему, я покупал Б-01 и Б-02, когда их недавно заливали на волатильности валютных курсов от 92 до 93%. Скоро амортизация, и очень приятно будет получить по ней деньги.
|