В этом посте я немного отклонюсь от темы фондового рынка, и затрону проблему, касающуюся его опосредованно.
Речь пойдёт о математике, и о том, что учебники по ней, особенно высшей, пишут не для нормальных людей.
А потом всё удивляются, что математику не любят, не понимают, не помнят, не могут применять и т.д.
Открываем любой учебник.
Вас встречает абракадабра из крючков и загогулин, перетекающих друг в друга, и так на многие страницы.
Перестановка местами, этих крючков и загогулин, служит доказательством для них же самих и т.д.
Господа профессора математики, может быть и самые умные, но совершенно не представляете себе, как устроен человеческий мозг и его восприятие.
Человек не компьютер и не вычислительная машинка, он не мыслит в двоичном или ещё каком коде.
Он мыслит ОБРАЗАМИ. Пространственными образами.
Например:
Когда человек читает слово: «Дом».
Тоже вроде ряд крючков. Но читая, он представляет себе не эти закорючки «Д.О.М.», расположенные в определённом порядке, а образ дома. И у каждого он свой.
Когда вы объясняете ребёнку, что такое, допустим, «стол».
Вы что, как профессора математики говорите ему:
- Ну, это слово и четырёх букв, расположенных в определённом порядке?
Наверное, нет.
Вы скажите:
- Это широкая доска на ножках, за которой удобно сидеть и …… пить чай,….. и т.д.
Взрослые, они те же дети, только на порядок тупее.
Я не одинок в своих оценках и знаю замечательный сайт, правда, на английском, где автор пытается донести до людей, казалось бы сложные вещи, простым языком.
https://betterexplained.com/
Я не делаю ему рекламу, и более того, очень не многое из написанного там прочёл, но у автора замечательная идея и есть отличные находки.
Это математика человеческим языком.
Попытаюсь отчасти составить ему конкуренцию и объяснить, в чём идея такого сложного и, наверное, венчающего курс дифференциального исчисления явления как разложение в ряд Тейлора.
Попутно, кому ещё не удалось осилить, постараюсь дать доступный к пониманию образ производной и первообразной.
Прежде чем пачкать бумагу кракозябрами, необходимо сжато и объемно, выразить основную идею любого понятия, создав его образ.
Для этого, проще всего, обратиться к истории предмета.
Ведь то, что мы потребляем, это лишь культурные наслоения.
Огромный пласт математики, связанный с дифференциальным исчислением и теорией вероятностей вырастает из древнего символа под названием « Треугольник Паскаля».
Он и станет нашим опорным образом.
Ниже он в двух видах. В виде прямоугольника, с рядом последовательностей, и в виде треугольника, как его обычно всем показывают. Важны оба варианта.
Рис.1 и 2.
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
3 |
6 |
10 |
15 |
21 |
1 |
4 |
10 |
20 |
35 |
56 |
1 |
5 |
15 |
35 |
70 |
126 |
1 |
6 |
21 |
56 |
126 |
252 |
1 |
7 |
28 |
84 |
210 |
462 |
1 |
8 |
36 |
120 |
330 |
792 |
1 |
9 |
45 |
165 |
495 |
1287 |
1 |
10 |
55 |
220 |
715 |
2002 |
1 |
11 |
66 |
286 |
1001 |
3003 |
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
1
|
3
|
6
|
10
|
15
|
21
|
|
|
1
|
4
|
10
|
20
|
35
|
|
|
|
1
|
5
|
15
|
35
|
|
|
|
|
1
|
6
|
21
|
|
|
|
|
|
1
|
7
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
В чём суть представленных рядов цифр?
Первый ряд: 1,1,1………….
Второй ряд: 1,2,3,4………….
Третий ряд: 1,3,6,10…..
Цифры второго ряда это сумма нарастающим итогом первого ряда.
Каждая цифра второго ряд есть некое значение в ряду 1,2,3,4,
одновременно, это приращение для третьего ряда, и сумма значений первого ряда.
И т.д.
Мы получили матрёшку с внутренними вложениями.
Вот эта матрёшка с бесконечными внутренними вложениями, и является тем зерном, из которого вырастает всё остальное.
Вся суть разложения в ряд Тейлора это представление какой либо точки, предмета, функции, либо в виде целого, либо в качестве чьего-то приращения, либо состоящего из каких-то частей, внутренних вложений-приращений.
И без понимания этого ключевого факта все остальные усилия становятся бессмысленными!!!
Поняв, как устроен Треугольник Паскаля, мы, автоматически, получаем ключ к пониманию всех последующих наслоений.
Теперь, давайте нарисуем образ производной и первообразной.
Первый ряд: 1,1,1………….
В виде алгебраического выражения это функция, Y = 1.
На графике это прямая линия:
Рис.3.
Как появляется первообразная для Y = 1 ?
Если точно, то это изменяющаяся площадь под линией Y = 1.
Эта площадь равна : Y = Х* 1, => Y = Х
А в Треугольнике Паскаля это сумма цифр Y = 1+1+1+1….., и, соответственно, ряд 1,2,3,4….
Разница между площадью под прямой и суммой цифр есть, но для понимания смысла она несущественна.
Т.о., нами установлено, что из первого ряда в Треугольнике Паскаля, суммированием получается второй, становящийся его первообразной, естественно, что одновременно, для второго ряда, первый является производной с приращением равным единице.
Нетрудно догадаться, что эта тема продолжается дальше до бесконечности.
Графически это выглядит так:
Рис.4.
Веер линий, начиная от горизонтальной прямой, затем прямой под углом в 45 градусов, а далее, всё более круто возрастающие кривые.
Смысл разложения в ряд Тейлора это попытка выразить или разложить любую функцию, либо приращение этой функции на простейшие, вложенные друг в друга, как матрёшки, части.
Теперь, наглядный пример из «Треугольника».
Берём число 35 из четвёртого ряда.
Оно состоит из предыдущего числа 20, из того же ряда и приращения 15 из соседнего, третьего ряда.
35 = 20 + 15
Но ведь число 15 тоже можно разложить дальше на простейшие.
15 = 10 + 5
А число 5 мы снова можем разложить на 5 = 4+1
Итак, что в итоге.
35 = 20 +10 + 4 + 1
Вот мы и разложили, «образно», в ряд Тейлора. Нашли функцию в точке со значением 35 в виде его различных приращений, разной степени сложности.
Опорные образы созданы, и можно перейти к более сложным вещам.
Открываем главу любого лечебника, посвящённую ряду Тейлора.
« У нас есть многочлен степени N»
??????
Откуда многочлен? Почему степени N? С какого неба это всё упало?
Смотрим на «Треугольник».
Как можно выразить сумму первого ряда в виде произведения или площади?
1,1,1…… = 1 * n = n => 1,2,3,4……
Как можно выразить сумму второго ряда в виде произведения или площади?
1,2,3,4……=> = n*( n+1) / 2
Докажем это.
Рис.5.
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расположили первые пять цифр двумя рядами, в прямом порядке и обратном.
Их сумма равна 6. а всего чисел 5.
6*5 = 30. Делим на 2 равно 15.
Т.о., сумма первых пяти цифр = 5*6 / 2 = n*( n+1) / 2
Есть!
Второй хитрый способ. Ход конём в вакууме.
½ * 2* (1+2+3+4+5)
Умножаем и делим наш ряд из пяти цифр на 2 одновременно.
1/2 оставляем за скобками, а 2 вносим в скобки.
1*2+2*2+3*2+4*2+5*2
Складываем почленно:
1*2+2*2 = 2*(1+2)= 2*3
2*3+3*2=3*(2+2)=3*4
И т.д.
Вспоминаем про ½.
Т.о., любое число ряда 3 это сумма ряда 2 и равно (2*3)/2 , (3*4)/2, ……. = n*( n+1) / 2
Есть!
Теперь плавно переходим к производным или делаем предельный переход.
Числа 1 и 2 отличаются друг от друга в 2 раза.
А числа 1001 и 1002 почти друг от друга не отличаются.
Т.о., n*( n+1) / 2 = n ^ 2 / 2, в бесконечности или пределе.
Вот, мы поняли, с какого неба упали квадраты.
А кубы откуда? Аналогично.
½ *(1*2+2*3+3*4+4*5+5*6)
Делаем ход конём в вакууме. Умножаем и делим на 3 одновременно.
½ * 1/3 * (1*2*3+2*3*3+3*4*3+4*5*3+5*6*3)
Складываем почленно:
1*2*3+2*2*3= 2*3(1+3)= 2*3*4
2*3*4+3*4*3=3*4 (2+3)=3*4*5
И т.д., вспоминая про 1/3, имеем:
n*( n+1)( n+2) / 2*3
Разумеется, в бесконечности или пределе, n*( n+1)( n+2) = n ^ 3.
Т.о., n*( n+1)( n+2) / 2*3 , превращаются в n ^ 3 / 2*3, или что тоже = n ^ 3 / 1*2*3=
n ^ 3 / 3! = n ^ 3 / 6
Мы очень простыми средствами, опираясь на Треугольник Паскаля, узнали:
Откуда взялись степени N, и, по дороге, про Биноминальные коэффициенты:
n*( n+1)( n+2) / n! => n ^ n / n!
А многочлен откуда?
Вспоминаем образное разложение в ряд Тейлора выше:
35 = 20 +10 + 4 + 1
Или
5*6*7 / 3! = 4*5*6 / 3! + 4*5 / 2! + 4*1/ 1! + 1 / 0!
Или
n ^ 3 / 3! = (n-1) ^ 3 / 3! + (n-1) ^ 2 / 2! + (n-1) ^ 1 / 1! + 1 / 0!
Теперь, запишем это алгебраически, в виде многочлена:
Y(n) = Y(n-1)+ (n-1) ^ 2 / 2! + (n-1) ^ 1 / 1! + 1 / 0!
Мы получили степенной многочлен, в который разложили приращение между цифрами 20 и 35 в четвёртом ряду «Треугольника»..
Всё данное выше это образные представления, помогающие понять смысл сухой теории.
Вообще, все теоретические хитросплетения с разложением в ряд Тейлора, замечательно напоминает сказку Самуила Яковлевича Маршака.
«Дом, который построил Джек»
«Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.»
Раз уж мы коснулись производных, то с помощью нашего удачного символа, можно дать хороший способ усвоить правила дифференцирования и интегрирования степенных функций.
Не так, как это принято преподавать в школе.
Как можно выразить цифры в рядах Треугольника Паскаля в виде степенных функций в пределе ?
n ^ 4 / 4! , n ^ 3 / 3!, n ^ 2 / 2 !, n ^ 1 / 1!
Продифференцируем (n ^ 4 / 4!)' , => 4*n ^ 3 / 4! = n ^ 3 / 3!
Продифференцируем (n ^ 3 / 3!)' , => 3*n ^ 2 / 3! = n ^ 2 / 2!
И.т.д.
Т.о., производная от каждой функции, равна точно такой же, только на число меньше!
А с обычными степенными функциями это не так.
В школе показывают именно их.
Функции: n ^ 4, n ^ 3, n ^ 2
Производные: 4*n ^ 3, 3*n ^ 2, 2* n.
Как отличаются между собой производная и функция, от которой она берётся в «Треугольнике»?
(n ^ 3 / 3!) / (n ^ 4 / 4!) = 4/ n,
(n ^ 2 / 2!) / (n ^ 3 / 3!) = 3/ n
4/n, 3/n , 2/n, 1/n - это логарифмические производные.
В общем виде: х * 1/n, где 1/n это производная от функции ln n.
В таком виде правила дифференцирования и интегрирования очень легко запомнить,
Умножаем или делим на « х / n », и получаем производную или первообразную.
Осмыслив всё вышесказанное, можно попытаться на пальцах изложить суть Разложения в ряд Тейлора, так как это даётся в учебниках.
Она(суть), выглядит как в сказке Маршака:
Выражаем степенной многочлен через его производные, коих ”N” штук.
А затем, через этот многочлен выражаем некое бесконечно малое приращение (которое и есть производная), и «вуаля», наше бесконечно малое приращение обретает форму степенного ряда из производных, уходящих в бесконечность.
Без сильных стимуляторов головного мозга это предложение не осилить.
Самое простое, что можно сделать для понимания вышесказанного, это использовать простейший Бином Ньютона: (Х+1) ^ N
Для наглядности возьмём:
Y = X ^ 3
Даём числу X бесконечно малое приращение:
X + dx
Y = (X + dx) ^ 3, => алгебраически Y = X ^ 3+3* X^ 2* dx^2+ 3*X* dx+ dx^ 3
dx - это бесконечно малое приращение, стремящееся к 0.
Если мы сделаем его 0, то и получим что было. Y = X ^ 3 = (X+0) ^ 3 =Y
Будем считать, что самое маленькое приращение равно 1.
Ведь в пределе оно становится бесконечно малым.
Тогда получаем Биноминальное разложение:
Y = X ^ 3+3* X^ 2 + 3*X + 1 = (X + 1) ^ 3
А можем записать и по-другому, глядя на Треугольник Паскаля:
Y1 = Y0 +3* X^ 2 + 3*X + 1
Какие факты следуют из представленного многочлена?
Производная (X ^ 3) ' = 3* X^ 2
Производная (3* X^ 2) ' = 6* X
Производная (6* X) ' = 6 .
Итак : Y = X ^ 3 + 3* X^ 2 + 6* X + 6
Или : Y = X ^ 3 + (X ^ 3) ' +(X ^ 3)'' + (X ^ 3)'''
Но чего-то, явно, не хватает. Ах да! : / 1! , / 2! , /3!.......
Y = X ^ 3 + (X ^ 3) ' / 1! +(X ^ 3)''/ 2! + (X ^ 3)'''/ 3! =>
=> Y = X ^ 3+3* X^ 2 + 3*X + 1
Т.о., мы получили тот самый многочлен со степенями N, ( в данном случае это степень =3) из разложения Бинома Ньютона.
Попутно замечаем, что в нашем Треугольнике Паскаля, коэффициенты у этого многочлена 1, 3, 3, 1 (как и любого другого) расположены по диагонали.
Осталось, для порядка, записать всё это в общем виде:
Y(n+1) = Y(n)+ Y'(n) / 1! + Y"(n) / 2!+ Y"'(n) / 3!+ ……
Собственно это то, что нарисовано в каждом учебнике, в виде закорючек.
Итак, в этом посте, в кратком виде и на одной странице, изложен курс дифференциального исчисления с точки зрения детского сада. ( А сложнее и не потребуется).
Всё в одном флаконе! В матрёшках, сказках и игрушках!
«Вetter explanation»
Прошу любить и жаловать!
|