Время от времени обновлять статистические ряды необходимо, так как ход времени неумолим, а вектор событий представлять себе нужно.
Обычно я использую только финансовую статистику, ввиду её большей достоверности и универсальности. В современном мире через призму финансов видно всё, так как это наиболее обобщающие абстракции.
В РФ финансовая жизнь прочно увязана в один пучок: цены на нефть - платёжный баланс - валютные резервы - курс доллара – инфляция.
Соответственно сюда и обращён изучающий взгляд.
Нетрудно догадаться, что праздник жизни создают цены на нефть, так как казна полнится ими.
Одних цен естественно мало и важнейшую роль играет политика финансовых властей по изъятию части нефтяных доходов в резервы, а также политика валютного курса.
Несмотря на любые официальные заявления о том, что в РФ свободное валютное курсообразование, это разумеется не так.
Есть валютный контроль и валютные резервы государства, которые значительно отклоняют цену от её естественного состояния.
Рис.1.
На рис. 1 история курса доллара.
Не трудно заметить, что отступив от линейного тренда +- 14 долларов, мы получим практически весь диапазон колебаний.
Казус 14 года имеет очевидный временный политический характер и не отражает реальное соотношение валют.
Тем не менее, Минфин активно и в значительных объёмах скупает валюту в резервы, что, несомненно, поддерживает доллар.
Мотивы его понятны, экспортёры получают неоспоримые преимущества, Минфин дополнительные налоги, а платёжный баланс положительный счёт текущих операций.
В убытках остаются граждане, которым предстоит меньше потреблять и больше работать.
На рис.2 счёт текущих операций.
Хорошо видно, что динамика счёта следует за ценами на нефть, с провалами в 9-ом и 14-16 годах.
Также мы видим, что в 18 году положительное сальдо счёта рекордное, что не скажешь про исторические нефтяные цены. Очевидно, что это можно отнести на политику валютного курса.
Следом можно взглянуть на динамику валютных резервов.
Рис.3.
Она достаточно скромна, также по причине высокой стоимости доллара.
При рассмотрении платёжного баланса всегда существует теоретический вопрос о том, что же является результатом или итогом.
В большинстве обзоров по этому вопросу объявляется, что это счёт текущих операций либо валютные резервы центрального банка.
Я считаю это фундаментальной ошибкой.
Главное это итоговая направленность денег. Уходят они из страны, или наоборот, приходят.
Это нам показывает совсем маленький и неприметный показатель статистической ошибки или разницы между финансовым счётом и счётом текущих операций, нарастающим итогом.
Для наглядности изображу финансовый и текущий счёт вместе.
Рис.4.
Разница, а это зазорчик между ними, и есть искомая величина.
Рис.5.
Как следует из рис.5, до 13 года зазорчик рос, т.е. валюта двигалась в страну.
Начиная с 14 года финансовый счёт стал больше текущего и валюта стала уходить.
Конечно, это можно назвать гордым термином дедолларизация.
Но о том, гордится этим или нет, мы узнаем только впоследствии.
Кстати о дедолларизации. Лично мне эта идея представляется совершенно бессмысленной, так как рассчитываться в единой твёрдой валюте просто удобно, особенно когда для этого созданы все условия и инфраструктура.
Разумеется, с Европой также легко рассчитываться в Евро, но вот других таких вариантов вы просто не найдёте.
Допустим, Юань не нужен самому Китаю, а уж тем более кому-либо ещё. Аналогично с остальными.
Поэтому когда России будут нужны её собственные рубли, мы будем говорить о дедолларизации, а пока это называется оттоком валюты из страны.
В завершении темы полезно взглянуть на относительную динамику валютных и рублёвых вкладов физических лиц.
Рис.6.
Под разговоры о дедолларизации граждане вернулись к сбережению в долларах.
Благо долларовые процентные ставки этому весьма поспособствовали.
Далее про инфляцию и денежную массу.
Эти показатели взаимоувязаны, так как любые напечатанные деньги создают дополнительный денежный поток, который либо отправится в резервы и сбережения либо на товарный рынок.
В условиях конкурентного рынка большинство предпочитает сберегать, так как вам ничего не гарантировано.
В условиях государственной экономики и при отсутствии безработицы большинство предпочитает тратить, так как ещё напечатают.
В последние годы финансовые власти ведут достаточно жёсткий денежный прессинг, поэтому успехи в борьбе с инфляцией налицо.
В РФ основные производители денег это государственные монополии и государственные банки. Именно они создают кредитную денежную массу и инфляцию.
Поэтому добиться нормальных и цивилизованных темпов инфляции можно только ограничив аппетиты гос.монополий.
Разумеется, есть ещё способ дробления монополий и их приватизации, но он до сих пор не реализуется и не рассматривается, более того, экономика всё больше огосударствляется.
В данном контексте вменение гос. монополиям обязательств по выплате дивидендов в 50% от ЧП и прекращение масштабного вливания денег в их капитал, в какой-то мере решает проблему.
Также, вероятнее всего, дают положительный эффект меры ЦБ по наведению порядка в коммерческих банках. Не секрет, что многие из них, либо кредитовали неэффективность своих владельцев деньгами вкладчиков, либо просто воровали, напечатанные самими же деньги.
Посему крах большого количества крупнейших банков в недавнем прошлом не мог не дать деинфляционного эффекта.
Темпы роста широкой денежной массы и агрегата М2 на
Рис. 7 и 8.
Несомненно, тренд падающий и нетрудно догадаться, что инфляция его повторит.
Рис.9.
На рис.9 годовые темпы инфляции в апреле месяце.
Теперь о перспективах этого процесса.
Проблема инфляции решается только конкурентным рынком и минимальным вмешательством государства в его функционирование, когда деньги совершают полноценный цикл от потребителя к товаропроизводителю.
Если же государство постоянно замещает собой рынок, навязывает людям потребительские предпочтения, ограничивает конкуренцию, занимается протекционизмом и т.д., то проблема инфляции нависает всегда.
В применении к текущему моменту это особенно актуально.
Не секрет, что существует, на мой взгляд совершенно бредовая, идея «Китайского пути», с плановой экономикой, национальными проектами, KPI и прочими атрибутами «правильной научной жизни».
Под это дело государство повысило налоги и аккумулирует средства.
Если бы эти деньги просто оставались в резервах на чёрный день или понемногу тратились на очевидные общественно-социальные проблемы, то большой беды бы не было.
Однако любые национальные проекты в условиях отсутствия должной конкуренции и вне очевидных рыночных интересов это всегда угроза для национальной валюты.
За последние годы средства правительства РФ на счетах ЦБ значительно выросли.
Рис.10.
Желание и желающих их потратить будет в избытке, и от того как это будет происходить во многом и зависят инфляционные перспективы.
В завершении полезен технический взгляд на индекс ММВБ.
Совсем нетрудно догадаться, что жёсткая финансовая политика и дивидендные выплаты радикально меняют оценку гос. монополий, которые в основе своей представлены на рынке, поэтом индекс обречён на рост.
Рис.11.
На сегодня он отклонился на 440 пунктов от усреднённого линейного тренда.
Это конечно не предел, но многие компании имеющие вес в индексе, на данный момент уже недёшевы.
|