В том, что экономику и финансы относят к научным дисциплинам, есть некая насмешка над определением научности.
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Это определение из Википедии.
Систематизация и изучение действительности предполагает изучение окружающей реальности в её устойчивых, повторяющихся явлениях и закономерностях, доступных для анализа и осмысления.
Именно устойчивых и повторяющихся закономерностей не хватает, чтобы отнести экономику и финансы к научным дисциплинам.
Экономическая реальность, и человеческие отношения на их основе, постоянно меняются, а финансы и вовсе, как вода, быстро меняют свои свойства во времени и пространстве.
Посему экономическая наука, так склонна подменять себя математическими абстракциями, чтобы хоть как-то зацепиться за математические константы.
Другой чертой экономической науки становится её мифологичность. Когда изучение объективной реальности в её динамике, подменяется устойчивыми стереотипами и мифами прошлого.
Одним из таких мифов, массового и даже называющего себя научным сознания, является
Миф о возможностях Центральных Банков влиять на экономическую реальность.
Эти представления пришли из финансового прошлого, когда деньги не имели кредитной природы. Но и тогда, не они определяли суть экономических отношений.
Действительно, обладая ограниченным и необходимым всем ресурсом можно существенно влиять на экономические отношения субъектов рынка.
Но это время, словно деньги и вода, утекло, а новая действительность не даёт войти в одну воду дважды.
Сегодня ни у одного Центрального Банка нет монополии на создание денег.
Более того, ни один Центральный Банк не является основным производителем денег.
Основными творцами кредитных денег являются государственные институты и субъекты рынка.
Всё, что есть у любого ЦБ, это лишь косвенные инструменты влияния, в виде размера денежной базы, процентной ставки и нормативов резервирования.
При этом, как следует из практики, все попытки Центральных Банков влиять на экономическую реальность, терпели провал.
Всё, на что они были способны, это лишь следовать в своей политике за реальностью, а не определять её.
Примеров этому предостаточно.
Достаточно посмотреть на безуспешные попытки ЦБ развитых стран, США, Японии и Европы, хоть как-то победить дефляционные процессы, посредством снижения процентных ставок и увеличением денежной базы.
В этой связи, совершенно глупыми и смешными выглядят утверждения различных господ с погонами академиков, о национализации ЦБ, необходимости изменения закона о ЦБ.
О том, что это лишь обменник, и стоит лишь наделить его функциями и обязательствами по поддержанию роста экономики, как страна заживаёт другой жизнью.
На самом деле, все рычаги и средства влияния, находятся у правительств стран, как агентов государства, и проводников господствующих представлений общества.
У правительств есть такие инструменты, как налоги размер бюджета, прочие законодательные возможности. И самое главное, возможность формировать размер внутренних обязательств государства посредством бюджетного дефицита.
Именно государственные обязательства их размер, и выступают основной влияющей функцией.
При этом, центральный банк можно вообще оставить за бортом событий, реализуя свою политику через государственные банки и государственные компании.
Любое внесение государственных денег в капитал гос.банка или гос.предприятия , даёт, как минимум, их утроение в размере денежной массы.
И создать самовоспроизводящуюся, и умножающуюся пирамиду денег, можно легко и без ЦБ.
Простой пример.
Государство вносит в капитал банка деньги. Банк банально утраивает эту сумму, выдав на 2/3 дополнительных кредитов, а на 1/3, зацикливается, и покупает обязательства государства, которые опять можно внести в капитал банка.
Вот вам и печатный станок безо всякого ЦБ.
Даже смешно, комментировать при этом «научный» академический бред, о главенствующей роли Центральных Банков в экономике, и денежном обращении.
В связи со сказанным выше, следующая новость:
http://m.interfax.ru/news/?id=418072
выглядит как попытка количественного смягчения по Российски.
Она сильно повлияла на котировки облигаций коммерческих банков не в лучшую сторону.
Результат такого смягчения денежной политики, очень трудно спрогнозировать.
Дьявол всегда в деталях.
И если деньги, очередной раз, будут потрачены не на поддержание конкуренции на рынке, а на поддержку монополистов, то и опять, те же грабли, и кроме новой инфляционной волны, ничего не случится.
|